Портрет Самуила Уптона. Художник Виринея Байрос
Зодчий Самуил Уптон - Samuel Upton (1813-1874) оставил незабываемый след в истории Северного Кавказа и города-курорта Пятигорска в особенности. То есть – 2018 год является 205-летbtv Самуила Уптона – англичанина по рождению, но российского академика архитекторы С-Петербургской академии искусств. Родился Самуил в городе Девентри английского графства Нортгемптоншир. Он имел шотландские корни, являясь сыном инженера Джона Уптона (1774-1853), рождённого в Питворте, Суссекс, Англия. Его отец был инженер-строитель и подрядчик, работал на строительстве дорог, каналов и портов сначала в Англии, а затем в России. В 1815 году Джон Уптон работал над застопорившимся проектом по строительству канала из Глостера, чтобы присоединиться к реке Северн в Беркли. Он опубликовал план о том, что канал должен присоединиться к реке в Резкости, а не в Беркли, и в итоге – именно его план был реализован. Он также работал подрядчиком по строительству в Южном Уэльсе. К 1819 году он стал сюрвейером из части Лондона до дороги Холихед под общим руководством Томаса Телфорда, который высоко оценил инженерные навыки Джона Уптона. Летом 1826 года Джон Уптон с супругой, четырьмя сыновьями и четырьмя дочерями уехал в Россию, где по Высочайшему повелению Императора России был зачислен на службу в город Севастополь в Крыму.
Самуил Уптон начал трудовую деятельность в Крыму помощником у отца - Джона Уптона, который стал Российским подданным, дослужился до чина инженер-полковника и получил два ордена: Станислава и св. Анны. Самуил у отца приобрел практические навыки и необходимые познания в архитектуре, инженерном деле и гидравлике. Вместе с отцом в Крыму Самуил участвовал в строительстве морских доков и Нового Адмиралтейства в Севастополе, и роскошного Воронцовского дворца в Алупке. В Севастополе с 1838 по 1845 Самуил Уптон работал главным городским архитектором. Затем строил в городе Одессе мосты и знаменитую «потемкинскую» лестницу.
В 1844 году наместником на Кавказе становится князь Михаил Семёнович Воронцов. По предложению князя Воронцова Самуил Уптон был назначен 12 ноября 1845 архитектором региона Кавказских Минеральных Вод. Именно благодаря участию князя Воронцова, прогулочные и питьевые галереи были построены Уптоном во всех городах Кавказских Минеральных Вод. Первой началось строительство Елизаветинской или, как её сейчас называют, Академической галереи. Её начинают строить возле Елизаветинского источника, открытого доктором Гаазом в 1809 году. По проекту С. Уптона, галерея должна была соединить склон Машука и гору Горячая. На крыше Академической галереи планировалось устроить прогулочную террасу. Завершили строительство в 1851 году, но прогулочную террасу так и не соорудили. К тому времени архитектор С.И. Уптон был отстранён от строительства из-за ошибок, допущенных при возведении Спасского собора, где он курировал строительство.
У Елизаветинской галереи, как у порядочной пятигорской достопримечательности, есть своя легенда. По официальным сведениям, своё имя она получила по имени источника, возле которого её возвели, но есть и романтическая версия. В 1846 году в Пятигорск приезжает Елизавета Ксаверьевна Воронцова. Уптон был поражен её красотой. В это время он работал над проектом будущей галереи, и его эскиз получается необычайно светлым и воздушным, совершенно непохожим на прежние работы Уптона. Архитектор, воспитанный в традициях английского зодчества, рисует ажурное здание в итальянском стиле. Пушкин посвящал Елизавете Воронцовой стихи, а Уптон в её честь создал проект и называет галерею.
Центральная часть Елизаветинской галереи соединяется арками с боковыми флигелями. Под ними проходит дорога, ведущая к подземному озеру Провал. В правом крыле размещались ванны с двумя кабинетами - мужской и женский. К каждому примыкала просторная комната отдыха. В правом крыле находился питьевой бювет. Вдоль стен прогулочной галереи была цветочная оранжерея, стояли диваны для отдыха. В цокольном этаже скрывались подсобные помещения и комнаты прислуги.
Князь Воронцов хорошо знал Самуила Уптона по его строительным работам в Крыму, поэтому по его высочайшему благоволению в 1847 году на отроге горы Горячей, рядом с горячим источником, и где была лучшая смотровая площадка, с которой весь Пятигорск был как на ладони, Уптон получил разрешение на строительство собственного дома. Причём, ему было выделено 3000 рублей серебром без процентов со сроком на 10 лет с тем, чтобы деньги эти удерживать из квартирных денег, которые ему отчисляла казна, и своих Уптон затратил 16000 рублей на отделку дома.
Строительство здания было завершено в 1851 году, когда в семье Самуила уже были рождены дочь Елизавета и сын Дмитрий. Уптон выполнил пожелание своего благодетеля – М.С. Воронцова, его дом, расположенный в курортном парке «Цветник», на вершине Горячей горы, стал образцом архитектурного искусства и являлся значительным украшением города, при этом был самым комфортабельным: с каминным залом и парадной лестницей, с крытыми балконами и выразительными эркерами, чугунными ажурными колоннами и оградами; с туалетом и ванными комнатами в доме и с кладовыми-ледниками, вырубленными в скале под домом; но главное с телефоном, который соединял абонентов по всему Северо-Кавказскому региону.
За свою многолетнюю деятельность в регионе КМВ Самуил Уптон ремонтировал и перестраивал старые объекты и сооружал новые казенные здания, парковый ландшафт, строил мосты и водопровод. В Пятигорске С. Уптон построил Михайловскую и Елисаветинскую питьевые галереи, Николаевский вокзал, Теплосерные ванны, Театр, частный дом Мисостова, пятигорский водопровод, виадук в Эмануэльевском парке и возвел для своей семьи (дочери Елизаветы и сына Дмитрия) родовой замок «Дом Уптона» над Пятигорском. В других городах-курортах КМВ Уптон спроектировал и построил более 12 архитектурных объектов, которые и ныне являются памятниками культуры. В 10 км от Пятигорска, в городе Железноводске по его проектам сооружены: питьевая галерея источника № 8, казенные здания лечебных ванн при источниках №5 и №6, а также – деревянные павильоны для Завадовских и Муравьевских ванн и каменное здание Барятинских ванн. В 20 км от Пятигорска, в городе Ессентуках к его работам относятся первые капитальные постройки нового курорта – питьевая галерея известного целебного источника № 17 и дворец для Серно-щелочных ванн. В 40 км от Пятигорска, в городе Кисловодске по его проектам были сооружены красивейшая Нарзанная питьевая галерея и колодец, особняк Скаржинского, набережная реки Ольховки и мост через нее, перестроены: Крепость, Казенная Ресторация, грот с лестницей в курортном парке и другое.
Своеобразие и уникальность внешнего облика его зданий во многом создано благодаря мастерскому использованию академиком Уптоном в качестве строительного материала естественного камня местных пород: нежно-кремового травертина и синевато-серого известняка. В своем творчестве Самуил Уптон преимущественно использовал стиль английской готики с элементами мавританского стиля, а также стиль итальянского возрождения. Его уникальный стиль может быть отнесен к эклектической версии неоготики, как альтернативы официальному классицизму. Творения С. Уптона невозможно спутать с другими. Они, словно сказочные островки Британии, ассимилировавшиеся на Кавказе вместе с их автором: различные по форме башни, балконы и окна, высокие своды, романтичные детали средневековых замков и местный колорит в отделке. В конце 19 века наследники Уптона выстроили в том же архитектурном стиле еще здания внизу под горой, в которых размещались: кондитерская, аптека, магазины и доходный дом с лучшими номерами и меблированными квартирами в городе. Эти все здания стали называться «Верхний и Нижний Уптон». С 1923 года в «Верхнем Уптоне» открыли санаторий «Красная работница», в годы Отечественной войны здесь размещался военный госпиталь, а в настоящее время расположен санаторий «Горячий ключ». От комплекса зданий «Нижнего Уптона» сохранилось только одно на улице Бернардацци, сейчас в нем размещен ЗАГС.
В столице КМВ – Пятигорске Самуил Уптон проработал более 19 лет. Будучи уже академиком архитектуры С-Петербургского университета, в 1866 году Уптон переезжает с супругой - англичанкой Марией Исааковной (Реже) во Владикавказ на должность главного городского архитектора. В 1871 Самуил получает чин статского советника и должность Терского областного архитектора. В этой должности он прослужил до 1874 и вышел в отставку в чине коллежского советника (6-й класс). Самуил Уптон - автор герба города Владикавказа (столицы Северной Осетии - Алании), утвержденного Императором России 31 марта 1873 года и действующего в современное время. В декабре 1874(?)-1879(?) Самуил Уптон неожиданно скончался, он был похоронен в 170 км от Пятигорска, в городе Владикавказ (могила с надгробием утрачены), поэтому никто из российских историков и краеведов не знает точной даты смерти Самуила Уптона, но в Национальной библилтеке Канады сохранились дневники Вильяма Уптона старшего брата Самуила Уптона, где он указывает годы жизни Самуила 1813-1874.
Наш музей и Фонд «Культуры и социальных инициатив «Пушкинский Дом на Кавказе», расположенный рядом с «Домом Уптона» в усадьбе Реброва, предлагает отметить в ноябре 2018 года 1 Юбилей памяти Великого архитектора – Самуила Уптона, который так много создал и построил красивых и полезных объектов для городов КМВ.
Самуил Уптон был хорошо знаком с предводителем кавказского дворянства статским советником Алексеем Ребровым, в усадьбе которого он бывал, что подтверждает утраченная картина 1850 года «Торжественный обед у Реброва», где за столом изображен С. Уптон вместе с императором России Николаем I, с цесаревичем Александром II, с наместником Кавказа князем Воронцовым, с хозяином дома – Ребровым и другими персонами, приближенными к Императору России.
«Торжественный обед у Реброва». 1850 год. Картину восстановила в 2014 году по черно-белому фото - Виринея Байрос
Самуил Уптон (изображен в профиль, второй слева в мундире чиновника без погон)
Портрет Самуила Уптона воспроизведен с единственной сохранившейся в архиве черно-белой фотографии С.Уптона.
Фото С. Уптона
Портрет Уптона и картина «Торжественный обед у Реброва» являются авторской собственностью Виринеи Байрос, поэтому защищены авторским правом. Воспроизведение, копирование и публикация этих произведений: портрета и картины без разрешения автора – не допустима!