На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

О Щедрой Душе Дарителя...

 

 

Старожил Кисловодска член Союза Писателей России и просто - достойнейший патриот своего Отечества - Владимир Сазонов преподнес в дар Музею «Пушкинский Дом на Кавказе» из семейного архива картину «Березовая балка в Кисловодске». С его слов картина написана была в конце 19 века, толи самим Н.А. Ярошенко, толи одним из его гостей художников, который с его дедом расплатился картиной за постой. Авторской подписи на изрядно потрепанных краях холста не сохранилось. После очищения полотна от копоти, пятен и грибка, картина засветилась и ожила.  

Произведение выполнено маслом на холсте. В стиле русского импрессионизма написан пейзаж на восходе Солнца в узнаваемом месте Кисловодска - в березовой балке. Кисловодск не противопоставляет себя природе - это некий архетипический симбиоз города и природы. Березовая балка начинается в самом центре города у курортного парка «…ака Колоннады Нижнего парка и постепенно, и незаметно перетекает в природу, где частные дома, будто ласточкины гнезда, зависшие на крутых выступах гор, начинают попадаться все реже и реже, а рыбаки, ловящие в речке форель, все чаще и чаще. А еще стада коз, да верховые горцы, разыскивающие загулявших коров...»

«Березовая балка» - место удивительное, энергетика жизни здесь не просто разлита, она бьет, фонтанирует, поражает воображение лучезарными цветами и нереальными оттенками. Природа на холсте брызжет и благоухает осязаемым вдохновением художника.  В его  размашистых и уверенных мазках навсегда застыло мгновение вечности. Неожиданный выбор палитры для создания розовой бесконечной тишины, где доминирующие теплые оттенки меда и киновари гармонично расцвечивают пейзажную линию картины. Прозрачные цвета розовой охры создают иллюзию движения в остановившемся пространстве мира. Вибрирующие цвета шафрана в терракотовых водах сливаются с небом и расширяют сознание фантосмагоричного микрокосма, устремленного потоком животворящего света.  Это позволяет назвать переданную музею картину шедевром и уникальным даром.

Спасибо Владимир Владимирович!!! Ваше имя навсегда останется в драгоценных скрижалях памяти Музея «Пушкинский Дом на Кавказе».

Современное фото "Березовая балка"

 

Никола́й Алекса́ндрович Яроше́нко (13 декабря 1846, Полтава — 7 июля 1898, Кисловодск) — русский живописец и портретист. В 1885 году Ярошенко приобрёл в Кисловодске дом, так называемую «Белую Виллу», где жил и работал вплоть до самой смерти. Дача художника располагалась в ста метрах от знаменитой усадьбы А.Ф. Реброва, в настоящее время полностью уничтоженной.

По воспоминаниям М. В. Фофановой, В. И. Ленин очень высоко ценил картины Ярошенко. По указанию Владимира Ильича уже в 1918 году в Кисловодске, где Ярошенко жил и работал, был основан музей его имени и проведено чествование памяти художника. В декабре 1918 года прилегающая к усадьбе улица, называвшаяся до этого Дондуковской, получила имя Ярошенко. Сохранился текст афиши, расклеенной в те дни в Кисловодске: «В воскресенье, 8 декабря с. г., отдел народного просвещения … устраивает народный праздник - чествование памяти знаменитого гражданина Кисловодска Николая Александровича Ярошенко и основание музея его имени в доме, где он жил и скончался». Но вскоре Кисловодск был временно захвачен белогвардейцами, а музей ликвидирован.

11 марта 1962 года Кисловодский художественный музей Н. А. Ярошенко вновь открыл свои двери для посетителей. На фасаде дома укреплена мемориальная доска с барельефом Ярошенко. Открывая с улицы калитку, любители искусства попадают на веранду «Белой виллы». Здесь прошли последние годы жизни художника (1885—1898). После реставрационных работ посетители смогли увидеть домики и сад такими, какими знали их гости и друзья Ярошенко. В доме на ярошенковских «субботах» играл Рахманинов, звучали могучий бас Шаляпина, светлый и лучезарный тенор Собинова, бывали артисты Станиславский, Збруева, писатель Успенский, ученые Менделеев, Павлов, и, конечно, бывали здесь его друзья-единомышленники художники Репин, Нестеров, Дубовской, Касаткин, Куинджи,... которые (уверена) также не могли пройти без кисти и мольберта мимо чарующей красоты Березовой балки.

Так чьей же кисти принадлежит «розовая тишина» Березовой балки?

Автопортрет Н.А. Ярошенко


Пятигорск.1893 год 

Н.А. Ярошенко

 

В горах Кавказа

Н.А. Ярошенко

Картина дня

наверх