На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Его спас Пушкин

Император

«О печальной судьбе дворца императора Александра I в Таганроге наша газета писала не раз. Однако все публикации остаются не замеченными чиновниками…» - АиФ на Дону 46 (706) Памятники без памяти). Как оказались не замеченными и публикации краеведа Таганрога Виктора Борзенко.

Я представляю на моем сайте этот материал, потому что нашла в нем параллели и общие проблемы по сохранению культурного наследия, связанного с именем Пушкина в СКФО. Отличие Таганрога от Пятигорска все же существенное – в Ставропольском крае имя поэта для власти ничего не значит и не является охранной грамотой для спасения памятника истории усадьбы Реброва – дома-пристанища Пушкинской музы, о коей он написал: «… друг мечты к пределам Азии летала и для венка себе срывала Кавказа дикие цветы…»

А в Таганроге: «Иногда у его фасада останавливаются автобусы с туристами. Но музея здесь нет. А экскурсоводы, указывая на старое, обветшалое здание, вынуждены стыдливо объяснять, что это и есть императорский дворец, где жил и умер Александр I и останавливался  в 1820 году с семьей генерала Раевского великий поэт Пушкин… Рядом с мемориальными досками на фасаде красуется вывеска: «Муниципальное учреждение здравоохранения. Санаторий «Берёзка»»…

 Император всея Руси останавливался в таганрогском дворце дважды: в 1818 году и затем перед смертью, осенью 1825 года. Причиной второй поездки Александра I в Таганрог была болезнь императрицы, которой врачи прописали пребывание на юге, указывая на Крым. Но Александр, проезжавший раньше через Таганрог, нашел его во всех отношениях удобным, где он мог наслаждаться тихой провинциальной жизнью. Елизавета Алексеевна согласилась с выбором мужа, ибо городок производил и на нее благоприятное впечатление. Порицая "хваленый Крым", царь не раз повторял, что доволен выбором места жительства для императрицы.

Известие, что Таганрог избран для 8-месячного пребывания царской четы, вызвало немалую суматоху. Градоначальнику было прислано из Петербурга секретное письмо о том, что государю угодно остановиться в том же доме, где он останавливался в первый раз. Для ремонта дома было прислано 25 тыс. руб. И уже в сентябре 1825-го царь прибыл в приготовленный для него дворец. При доме были обширный двор и небольшой сад с плодовыми деревьями к приезду государя также приведенный в возможный порядок. Три дня подряд в честь такого события город был в иллюминации, по случаю приезда царской четы таганрогская знать была приглашена на торжественный обед: "под " и в полном параде.дворец

Царский дворец был меблирован очень просто, без всякой роскоши и богатства. Государь лично расставлял стулья и небольшие липовые шкафы для библиотеки, сам вбивал гвозди и вешал картины. Из многого, подчеркивает историк Павел Филевский, можно было заметить, что царь устраивался в Таганроге надолго, может быть, навсегда. Он давно тяготился делами государственного управления, говаривал: "Надо, чтобы переход к частной жизни не был резок".

В Таганроге царь вел размеренную, без всякого придворного этикета жизнь. Одевался в простой военный мундир, ходил с императрицей на базар, где удивлялся дешевизне продуктов, по вечерам гуляли в городском парке. Осенью, поддавшись настойчивому приглашению новороссийского генерал-губернатора Воронцова, государь отправился в Крым, откуда вскоре вернулся больным, но лекарства принимать отказывался. Занимался делами. Между тем болезнь прогрессировала. 14 ноября государь встал в седьмом часу и приказал подать себе бриться, но от слабости рука дрожала, и он, порезав щеку, упал в обморок. С этих пор Александр I уже не поднимался. Его перенесли в кабинет и уложили на большой диван. Царица сама попросила супруга причаститься. Под вечер с трудом отыскали соборного протоиерея отца Алексея Федотова, напившегося вдребезги на купеческой свадьбе. Опрокинули ему на голову ушат ледяной воды и доставили во дворец. Узнав, чью исповедь предстоит принять, он вмиг протрезвел.у кровати больного

 18 ноября 1825 г., ближе к полуночи, у больного началась агония. А на следующий день царь скончался. Был собран чрезвычайный комитет, в который вошли: Волконский, Чернышев, Логинов, Вилье, протоиерей Федотов, хирург Тарасов. Ими был составлен акт: "Император Александр I 19 ноября 1825 года в 10 часов 47 минут утра в городе Таганроге скончался от горячки с воспалением мозга". Версия отравления, витавшая в первые дни болезни, была отвергнута.

Бальзамировали труп с огромным трудом - в провинциальном Таганроге не нашлось ни нужного количества трав, ни препаратов, ни даже спирта. Для свинцового гроба градоначальник велел содрать свинцовую крышу с ближайшего дома.

Императрица после смерти царя из дворца выехала в дом Шахматова, откуда посещала панихиды. Из Черкасска (тогдашней столицы донского казачества) были выписаны четыре генерала и шесть полковников, использованных в качестве часовых. Тело сначала было положено в кабинете, где священники по очереди читали Евангелие. Во время посещения царицы все покидали комнату. Вынос тела императора в церковь греческого Иерусалимского монастыря состоялся 11 декабря, а 29 декабря печальное шествие направилось в Петербург.

После смерти императора Елизавета Алексеевна выкупила здание, в котором скончался ее супруг, и повелела называть: "Его Императорского Величества дворец Александра I". При нем утвердили должность смотрителя Дворца. Именно Елизавета Алексеевна ходатайствовала об открытии в Таганроге первого императорского музея. И музей действовал: вплоть до революции в нём бережно сохранялся интерьер, а в полуподвальном помещении хранился закрытый саркофаг с останками императора. Куда делся этот саркофаг, история умалчивает. Нынче в этом полуподвальном помещении столовая.  Вдова Александра I прожила в Таганроге до 22 апреля 1826 г., хотя придворные торопили ее покинуть город, потому что скучали вдали от столицы. Оставляя Таганрог, императрица сделала щедрые пожертвования городу.

 Елизавета Алексеевна не на много пережила своего супруга - она умерла 4 мая 1826 г. по пути из Таганрога в Петербург на 45-м году жизни.

Во дворце-музее была домовая церковь, но после революции именно в той комнате соорудили туалет, а сам дворец разбили на коммунальные квартиры. Чудом уцелел лишь небольшой кабинет Александра I. Правда, и в нём сломали голландскую печь, а на стене, у которой стояло посмертное ложе, нынче нарисован весёлый медвежонок - дети занимаются здесь лечебной физкультурой. Там, где были покои императрицы, сегодня санаторные палаты: комнаты плотно заставлены кроватями с продавленными сетками…

домовая церковь

В комнате, где умер ее незабвенный супруг, по желанию императрицы устроили домовую церковь во имя Воздвижения Святого Креста, в 1862году церковь приписали к Успенскому собору и разрешили проводить богослужения, в которых принимал участие  самодеятельный хор Павла Егоровича Чехова. Антон, Александр и Николай Чеховы тоже пели в этом хоре. Сохранились воспоминания старшего из братьев - Александра: «В Таганроге существует дом, называемый Дворцом. Это большой угловой, одноэтажный дом с садом, принадлежавший некогда, как гласит предание, частному лицу, - генералу Папкову. В этом доме жил и умер Александр I. С тех пор он и стал называться Дворцом, и по его панелям и днем и ночью расхаживают взад и вперед с шашками наголо часовые-казаки. Одна из комнат в этом доме обращена в домовую церковь императора. Церковь замечательно скромна и проста. Службы происходили по большим праздникам и по постам. Особенно тяжелы были они в великом посту и на страстной неделе. В дворцовую церковь ездила говеть городская знать во главе с градоначальником. Публика была вся отборная, аристократическая, и Павлу Егоровичу Чехову очень хотелось прихвастнуть перед нею и своим хором, и умением дирижировать, а главное - умением воспитывать своих детей не как-нибудь, а в страхе божием».

 

В каком виде предстал Таганрог глазам Пушкина?

«Город на хорошем месте,- записал свои впечатления о Таганроге Н. Н. Раевский,- строением бедный, много домов, покрытых соломой, но торговлей богат и обыкновенно вдвое приносит правительству против Одессы. Способов ей не дают, купцы разных наций не имеют общественного духа, от сего нет никакого общественного заведения...» Раевский отмечал отсутствие пристани в Таганроге: «по мелководию суда до берега далеко не доходят, а при мне сгружали и нагружали оные на подмощенных телегах, которые лошади, в воде по горло, подвозили к судам» («Архив Раевских», т. I, стр. 519.)

В Таганроге Раевские и Пушкин остановились в доме градоначальника Петра Афанасьевича Папкова. Раевские и Пушкин были приняты в том доме на Греческой улице, в котором за два года до того останавливался со своей свитой Александр I. По размерам, удобствам и отделке это был один из лучших, существовавших в то время в Таганроге ста шести каменных домов. Раевским и Пушкину были отведены комнаты на верхнем этаже (в нижнем размещалась прислуга). Здесь Раевские и Пушкин обедали у Папкова, ночевали и 6 июня утром отбыли дальше на  Кавказ.

 

на карете

 

Дворец чудом уцелел в годы Советской власти. В 1927 году его намеревались снести. Но спас положение… Пушкин. Кто-то из историков напомнил городским властям, что здесь в 1820 году великий поэт останавливался проездом на Кавказ вместе с генералом Раевским. Да и кроме Пушкина в доме бывали поэты Жуковский и Кукольник, живописцы Айвазовский, Савицкий и Куинджи, не говоря уж о царях и великих князьях. Но здание до сих пор не является всероссийским памятником истории и культуры! Несмотря на то, что дом этот, после того, как в нем умер Александр I, охранялся как государственный дворец-музей. В 1920 г. в этом здании разместились отделы исторической и местной старины музея им. Чехова, с сохранением в неприкосновенности дворцовой обстановки и мебели. В 1931 г мебель была перевезена в городской краеведческий музей. Сейчас в здании - муниципальное учреждение здравоохранения санаторий «Берёзка»…

Время выявляет истинную суть и значимость Деяний каждого человека в истории. Кто бы мог предположить в начале 19 века, что имя поэта изгнанника Пушкина спасет дворец, где почил его гонитель и судья – забытый всеми император российский… Ведь не спасло Провидение, и не сохранила власть для потомков поместье Реброва в Кисловодске, где также останавливался Александр I и другие знаменитости той эпохи.

- Министерство культуры хотело забрать дворец царя для музея, но когда узнало, сколько нужно денег, от этой идеи отказалось, - говорит Татьяна Иванкова, главный врач санатория «Берёзка». - Я уже двенадцать лет здесь работаю, и всё это время идут такие разговоры. И в последующие годы санаторий останется здесь, потому что его некуда переселять. Гораздо проще сделать капитальный ремонт.  Нам обещают полностью отремонтировать не только лечебные кабинеты, но и фасад. Точнее, вернут ему первозданный вид, что ещё больше привлечёт туристов. Но я, как врач, не совсем этому рада, потому что экскурсионные автобусы и сегодня останавливаются под окнами, газуют. А у нас со стороны главного фасада спальни, и детям газ, конечно, вредит…». Так называемый – «главный врач» в полной уверенности, что детям для полноценного развития мешают экскурсии, а такие мелочи, что в этом «санатории» дети становятся духовными инвалидами,  ее не беспокоят, ибо она – разносчик заразы варварства.  

Кто же расставит в России  приоритеты, что необходимее детям в будущем – музей  или санаторий, в котором дети считают нормой «справлять нужду» в помещении, где находился церковный алтарь императора?

Мы – россияне уже на горьком опыте убедились, что благодаря большевистскому лозунгу «в здоровом теле – здоровый дух» страна взрастила поколение духовных мутантов, не превосходящих красотой и здоровьем предков, а скорее, став нацией вырожденцев, - презирающих родную культуру, язык и Веру.  Пора бы понять «врачам»: Здоровый Дух – залог здоровья и счастливого будущего!  

 

дворец 

1825 

2012

2012

1

2

На фасаде дома - две скромные памятные доски. Первая сообщает, что в июне 1820 г. здесь останавливались по дороге на Кавказ великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин и герой Бородинского сражения 1812 г. генерал Николай Николаевич Раевский. Вторая заслуживает того, чтобы ее процитировать: "В этом здании в 1818 и 1825 гг. останавливался российский император Александр I. Здесь прошли последние дни его жизни. В 1826 году был открыт первый мемориальный музей России - Высочайший дворец Александра I в Таганроге".

 

Картина дня

наверх